В начале XX века в мир искусства ворвался модернизм с ницшеанской переоценкой всех ценностей. Отвергались существовавшие ранее догмы и мировоззрения. Революция модернизма не обошла стороной живопись, найдя свое проявление в авангарде, горячем, колком и злободневном.
Как художественный стиль, авангард зародился во Франции на стыке XIX и XX веков. Это было смутное время для Франции, и молодежь, не желавшая более жить по старым канонам, начала заявлять о себе. Первыми оказались социалистические утописты. Именно с этим и связана радикальность авангарда: идея утопистов об идеальном обществе обязывала их полностью отвергнуть существовавшие до этого несовершенные идеалы.
Россия, как никакая другая страна, нуждалась в начале XX века в переменах. Монархический строй, бедность и войны довели до точки кипения народ. Утопическая цель авангарда изменить все и сразу дошла и досюда.
Русский авангард довольно сильно отличался от европейского. Кандинский, Малевич и Татлин – отцы-основатели русского авангарда – знали, что для осуществления глобальных перемен необходимо ударить по фундаменту России – вере. Вера в царя, вера христианская – все, на чем зиждилась тогдашняя Россия, подверглось их нападкам.
В. КАНДИНСКИЙ «СЕРЫЙ ОВАЛ»
Русские авангардисты оказались настоящими бунтарями, решительными, смелыми и настойчивыми. Высмеивая буржуазные европейские идеалы, они строили свои: принцип «антиискусства» стал монументом русского авангарда. Реальность в России не такая, какой ее описывают извне, и беспочвенная вера в лучшее, раздутая, как мыльный пузырь, ничего не даст.
В работе русских авангардистов не найти сладострастных дев или романтических пейзажей: они несли идею, а не красоту, и эту идею они донесли успешно. «Черный квадрат» Малевича, бунтарские стихи Маяковского со строками-лестницами — их творчество открыто надсмехалось над «высокими» ценностями классицизма и «чувственностью» романтизма. Срывая покровы, они открывали глаза всем, и в первую очередь российской интеллигенции. Пожалуй, это и было главной идеологической ступенью в протесте русского авангарда: кто, если не буржуазия и интеллигенция, способен понять посыл и изменить ситуацию сверху?
Л. ЛИСИЦКИЙ «КЛИНОМ КРАСНЫМ БЕЙ БЕЛЫХ!»
Авангардисты смогли достучаться до небес: их влияние на свержение царской семьи с трона и возведение коммунизма трудно недооценить. Велимир Хлебников и Владимир Маяковский, будучи представителями этого художественного направления в литературе, проводили пропаганду среди народа. Более того, в 20-ые годы XX века Маяковский зародил основу советской агитрекламы, создав целую серию плакатов.
Основными направлениями авангарда в России стали абстракционизм, конструктивизм и кубофутуризм. Полосы, линии и геометрические фигуры, хитро переплетающиеся и создающие замысловатую композицию, – подобное трудно назвать искусством. Но в этих картинах не найти напыщенности или помпезности. Главное в них – идея. Радикально настроенные, художники изображали все гротескно, обыгрывая каждый сюжет легкой иронией.
К. МАЛЕВИЧ «СПОРТСМЕНЫ»
Авангард поразил Россию внезапно. Абсолютная Идея с большой буквы разжигала в художниках протест. Детище русских авангардистов навсегда оставило след в истории не только русской живописи, но и мировой. Эта буйная, даже анархическая сила изменила сознание художественного мира раз и навсегда, дав почву постмодернизму и современному искусству.
«Avant-garde» в переводе с французского языка – передовой отряд. Авангард пришел в мир искусства и разломал привычные рамки, словно истинный воин, пробив дорогу Новому. Никаких моральных принципов, никаких ценностей, никаких устоев. Лишь энергия, бесконечная и сокрушительная. Лишь жажда, неутолимая и нескончаемая. Но рано или поздно пламени авангарда было суждено погаснуть. И оно погасло, дав начало веку художественной Кали-юги.