Смотрели «Витьку Чеснока», «Быка», а теперь — «Печень»
Смотрели «Витьку Чеснока», «Быка», а теперь — «Печень»
Клип Chonyatsky — Зима (feat. Слава КПСС)
Клип Chonyatsky — Зима (feat. Слава КПСС)
Новый релиз Dvanov: поля и магазины
Новый релиз Dvanov: поля и магазины
Новый, и, возможно, последний альбом Славы КПСС
Новый, и, возможно, последний альбом Славы КПСС
Страдающее средневековье pyrokinesis
Страдающее средневековье pyrokinesis
Постсоветская осень в клипе Dvanov
Постсоветская осень в клипе Dvanov
сlipping. выпустили новый альбом
сlipping. выпустили новый альбом
Новые серии сериала «Эйфория» выйдут уже в этом году
Новые серии сериала «Эйфория» выйдут уже в этом году
Новости русской хонтологии: Тальник — «Снипс»
Новости русской хонтологии: Тальник — «Снипс»
«Зашел, вышел»: метафизика денег от «Кровостока»
«Зашел, вышел»: метафизика денег от «Кровостока»
«Дискотека»: группа «Молчат дома» выпустила новое видео
«Дискотека»: группа «Молчат дома» выпустила новое видео
«На ножах» выпустили полноформатный альбом
«На ножах» выпустили полноформатный альбом
Короткий метр «Саша, вспомни»
Короткий метр «Саша, вспомни»
Дайте танк (!) выпустили «Человеко-часы»
Дайте танк (!) выпустили «Человеко-часы»
«Никогда-нибудь» — Место, где кончилось насилие
«Никогда-нибудь» — Место, где кончилось насилие
Автор:
05.12.2017
Интервью
с Быдлоцыклом
Интервью с Быдлоцыклом
Интервью с Быдлоцыклом
Интервью с Быдлоцыклом
Интервью с Быдлоцыклом

О трикстерстве петербургского проекта «Быдлоцыкл» молчать невозможно, поэтому мы обратились к участникам, которые создали этот проект Михаилу Калинину и Сергею Шиляеву. Получился диалог о главном: о людях, музыке, дороге, пристрастиях и хлопотах, и в процессе этого диалога маски исчезли – беседа от лица персонажей превратилась в разговор на задымленной кухне, где всё взаправду.

Впрочем, можете разобраться в этих масках самостоятельно —  16 декабря в петербургском The Place состоится концерт-маскарад, где всем будет править Быдлоцыкл.


В диалоге далее: Эм Калинин – БЦ, Сергей Сергеич – Котя Летаев.


Если проект раньше можно было воспринимать как сайд-деятельность участников Аффинажа, то теперь с трудом — вы пишите, часто ездите в тур как Быдлоцыкл. Приоритеты изменились, вы стали больше доверять себе в качестве БЦ или аудитория теплее реагирует? 

БЦ: Кто-то же должен создавать нормальную достойную конкуренцию этим хилякам из Аффинажа! Кто, если не мы?

Котя Летаев: Ну начнем с того, что БЦ появился изначально едва ли не раньше Аффинажа, так что кто чей сайд-проект — это еще вопрос! А вообще с концертами и турами — это же как со всем остальным. Сначала долго не решаешься, побаиваешься, откладываешь. А потом в прошлом августе накатило — и мы как сорвались вдвоем в тур на две недели от Питера до Красноярска. Еще и в августе. То есть это был такой дерзкий опыт, интересно было, что получится. Получилось круто — ну и стали продолжать. Но на афишах все равно пишем, что это сайд-проект группы Аффинаж, чтоб народу побольше пришло!

 

У БЦ вышло уже девять альбомов. Что изменилось за эти «девять жизней» — к моменту «МНМЛЗМ»?

БЦ: Да всё почти что изменилось. Мы с Котей стали успешнее, красивее, богаче! Бицухи подрасли! Успех у женщин колоссальный!

Котя Летаев: Ну, собственно говоря, то, что появился новый персонаж — Котя Летаев — это уже немаленькое изменение. Музыка стала более замороченной, по сравнению с первыми записями БЦ. Некоторым это не по душе, другие – наоборот,  в восторге. Я лично в восторге от наших крайних трех работ («Толстовочка», «Брак ради московской прописки», «МНМЛЗМ»).
 

О туре

Каким был последний тур? Есть какой-то личный ТОП городов? 

БЦ: У нас все туры — шик-модерн. Лично у меня в топе Курган, потому что мы там жили в сауне!


Где-нибудь в поездах и самолётах не сталкивались с попутчиками, которые близки к миру БЦ? Понятно, что все, кто не с серебряной ложкой во рту родился, близки. Но какая-то галерея образов складывается в разъездах? Может быть, были запоминающиеся случаи?

БЦ: Конечно! Сколько угодно! Пьяные вахтовики, упоротые сидельцы, склочные тётки — всё это те самые корешки, из которых вырастают наши шлягеры!

Котя Летаев: Когда на наших глазах наши герои пытаются понравиться даме, закрутить любовь, то всегда очень переживаешь за успех предприятия. Такое было в междугороднем автобусе Тюмень-Курган, в тверском Макдональдсе, еще где-то. Такая сексуальная аура от нашего коллектива, что люди вокруг не выдерживают. А мы и рады — такая фактура.
 

Как вы относитесь к разделению на центр и провинцию? Это снобская тема или реальность, которая ощущается, когда едешь в тур?

БЦ: Ненавижу снобов, всех этих высоколобых делителей на то и на сё. Мы играли и в жирных столицчных клубах, и в провинциальных кафельных рыгаловках — и везде был огонь!

Котя Летаев: Конечно, это реальность. А уж «снобская» она или «не снобская» — это зависит от того, способны вы информацию объективно воспринимать или сразу в обиженную позу становитесь.

 

У вас готовится небольшой предновогодний тур. Похоже, такой предпраздничный кутёж. Какие города охватывает тур? Вы впервые делаете предновогодние концерты? Отличается ли реакция аудитории в зависимости от внешних обстоятельств?

Котя Летаев: Прям конкретные предновогодние тематические концерты-маскарады только в столицах — Питере и Москве. А в Петрозаводске и Череповце мы играем впервые, поэтому будет программа all the best, без лишних изысков. Только то, что люди ждут. Ну и занимательно, что концерт в Череповце будет, по сути, первым выступлением БЦ на родине, возвращением в тот субстрат, из которого когда-то все это строчки-песни и начинали прорастать.

 

О текстах

Историю, которую несет БЦ, трактуют по-разному: как старую добрую иронию, как набившую оскомину пост-иронию или как повествование о человеке в ключе ментальности — каким он случился в наше время и в этих национальных границах. Вы пишите эту историю и служите во всех смыслах его голосом. Будь БЦ не персонажем, а вашим знакомым, что бы вы о нём рассказали?

БЦ: Начнём с того, что БЦ — не просто один персонаж. Это множество разных людей. Грубо говоря, есть два молодых мужика, которые как раз таки и рассказывают истории этих разных людей. Знаете, что-то вроде общества анонимных алкоголиков, но без этих алкоголиков в помещении. Условно говоря. То есть, конечно, там не только откровения алкоголиков, конечно. Там и слезливые истории сорокалетних девственников, и психопатов с расстройством ума, и вашего типичного соседа по лестничной клетке, у которого течёт и течёт себе жизнь рядового россиянина. Просто вместо всех этих людей на сцене — двое очаровательных красавцев под две гитарки и всякие погремухи все эти истории поют. Поэтому что-то рассказать конкретно про БЦ невозможно, так как это целая орава абсолютно разных людей.


В текстах БЦ есть много тонких языковых моментов: жаргон, просторечие. Это же не просто пацанская лирика в духе хип-хоп темы «деньги, тёлки, перманентная депрессия», персонажи у вас легко вычерчиваются по речи — угадывается их социальное положение, их перестроечный опыт. Как быстро складываются такие тексты? Есть ли опасение перегнуть с маргинальным контекстом или бытовым абсурдом? 

БЦ: Опасений в творчестве быть не должно. Если ты боишься лишнего сказать — тогда завязывай. Само собой, если ты пишешь какой-то заказняк по тех.заданию для ребят с Первого канала и тебе за это крупно платят — то да, будь добр следить за языком и свои пять копеек не вставляй (конечно, если ты профессиональный текстовик-гострайтер). Но нам заказы такие не падают, поэтому и «фильтровать базар» не приходится. Если нас позовут на телеящик — мы придём и сыграем. Благо, у нас есть песни, где нет матерщины, где слог изящен, где даже подчас суровый смысл красиво прикрыт поэтичностью и музыкальной формой. Есть же и попросту добрые ироничные композиции. Как забавная незлобливая байка. Что же касается текстов — остаюсь убеждённым в том, что если приходится месяц тужиться и помидорить ряху для того, чтоб полстрочки родить, то это уже садомазохизм, а не творение искусства лёгкой рукой мастера!

 

Если правильно понимаю, вы начали делать музыку, ещё когда эмо было на пике — у вас был проект Her Cold Fingers, который теперь не действует. Сравнить лирику с БЦ, учесть другие проекты — у вас набирается галерея образов, старомодно назовём их лирическими героями. Вопрос в артистизме — чтобы столько работать с разными историями, нужно быть не только музыкантом, но и артистом? 

БЦ: Я и есть артист. Просто, к сожалению, великие режиссёры моего времени не знают об этом. Какого чёрта, да? Расскажите им, пожалуйста. Я сто раз уже говорил. Позовите Мистера БЦ сняться в какой-нибудь криминальной драме или хотя бы в нормальном сериале про ментов, в конце концов, ну!

Котя Летаев: Я вот паршивый артист, не умею актерствовать. Поэтому в основном помалкиваю и скрываюсь за черными очками.
 

О проектах и музыке

Такое количество музыкальных проектов, поэзия Эм Калинина, образы, туры — это огромный пласт. Вы занимаетесь только музыкой или есть сторонняя внемузыкальная работа?

БЦ: Занимаюсь только музыкой и литературой, но (!) если кто-то наконец сообщит киноделам про меня — с радостью займусь работой в кино. Если для этого нужен диплом об окончании театральной академии — О’кей, я его куплю и надеюсь погасить затраты с первых съёмок в какой-нибудь низкопробном боевике про бандитские разборки!

Котя Летаев: У меня есть внемузыкальная работа, но она клевая.

 

Вам никогда не предлагали записать саундтрек для фильма? Не думали об опыте в кино?

БЦ: Увы, саундтрек написать не предлагали. Взяли не так давно несколько песен в киноленту «Скоро всё кончится». Но если предложат, фильм будет нестыдный — мы, конечно, постараемся! К тому же, как я уже говорил выше, к кино у меня большая безответная любовь.

Котя Летаев: Отечественные производители обычно просят уже готовые номера, так как это дешевле, чем специально под фильм делать музыку. Это же надо показать уже практически готовый фильм композиторам, подождать, пока те чего-нибудь родят, дать им денег на студию и зарплату персоналу, куча расходов попутных, гонорар… Короче, долго и дорого. Такое мало кто себе у нас может позволить. Поэтому сейчас в молодом русском кино (да и не только молодом, и не только русском) основная задача — это правильно подобрать саундтрек из уже готовых мелодий. Иногда получается шедеврально.
 

Рок мёртв. Рэп хоронят ежегодно: от Тупака до Lil Peep. Русский шансон живее всех живых? Как вы относитесь к его популярности в СНГ? Ваша рефлексия на эту тему — это травматический эффект или переосмысление народа? 

БЦ: Мы никого не хороним. Для нас и рок жив, и рэп жив, шансон — тем более. И в данном случае «рефлексия» — какое-то уж чересчур серьёзное словцо. Мы не цепляемся за штанину какого-то жанра, чтобы ход музыкальной истории нас волок вперёд через лужи и пыль. Мы со всеми жанрами стараемся быть на «ты», берём, препарируем, извлекаем самое вкусное — и в кастрюлю!

Котя Летаев: Переосмысливать наш народ только и исключительно через русский шансон — всё равно что строить понятие о стране на байках про медведя в ушанке с бутылкой водки. Мне кажется, русское техно может не меньше о народе рассказать, чем русский шансон. Не говоря уж о русском рэпе, русской эстраде и так далее. А что касается популярности шансона — ну она условная очень. Среди старшего поколения да, популярно. Но вот в альбоме «Толстовочка» мы довольно жирно (на наш взгляд) намекнули на творчество одного российского шансонье, и этот намек из нашей аудитории никто не считал, никто не понял, в чем прикол. То есть код этот шансоновый отходит потихоньку, мы одни из последних его носителей, динозавры русского шансона.
 

Насколько вы включаетесь в музыкальный контекст как слушатели? Все эти тренды только за последний год: Грибы, Versus, Face. Вы их воспринимаете или это мимо? Есть ли какое-то предчувствие очередного полубезумного тренда?

БЦ: Могу сказать конкретно по каждому из перечисленных вами трендов:

Грибы. Поначалу вызывали раздражение. Сейчас нейтрален. То есть не вызывают никаких эмоций. Конечно, нельзя спорить с тем, что припев «Тает лёд» — это хит. Первый куплет тоже ничего. А вот дальше, где что-то там про курточку и самого злого Юру — полная чепуха. Но припев хорош! Привязчивый. На этом всё. И уж если говорить о таком около-хаус-минимал-техно на русском, то, как по мне, какой-нибудь подзабытый «Русский Размер» с мегахитом «Ю-А-Ю» — не хуже, а то и лучше даже.

Версус считаю крутым проектом. Во-первых, Версус крут сам по себе, как явление. Как то, что может быть в рамках какого-то жанра (в данном случае — рэпа), если всё грамотно обставить. То есть, по моему мнению, во многом благодаря тому, что у жанра «рэп» есть площадки, такие как Versus, "Слово", RBL, — жанр на подъёме (не говоря о том, что у рэпа и околожанровых течений есть и лейблы). Во-вторых, Versus крут тем, что внутри него в нашей стране расцвёл мощный популярный поджанр — баттловый хип-хоп. И, надо признать, среди его представителей есть настоящие мастера баттловых куплетов, настоящие звёзды внутри этого направления. Конечно, опять же, на мой взгляд, именно артистов, вышедших из баттл-рэпа нет — то есть альбомы слушать тяжело, там не за что зацепиться уху, всё гораздо скучнее того, что баттловики делают на площадке друг с другом. Но это не отменяет того, что проект Versus — отличный!

Котя Летаев: Я лично не понимаю, как взрослые мужики такие вещи друг другу говорят и при этом не лезут в драку. Особенно, когда про близких заходит речь, про родных. Не понимаю, как это можно терпеть, при этом улыбаться еще, подшучивать. Как по мне, вся эта культура баттловая — это полная дискредитация всяких старомодных понятий типа чести, достоинства, мужества. Воспитывается поколение терпил, для которых услышать оскорбление в свой адрес — привычно, поделиться своей девушкой — привычно, а мать — это уже не святое понятие, а просто какая-то там «мамка». Качественно, конечно, сделано, но потому и качественно — чтоб схавало побольше народу, чтоб в большее количество голов зашло и прописалось там это ущербанское мировоззрение.

БЦ: Face. Я очень терпим к любой музыке. После классической музыки я могу послушать группу «Гниды» — и всё замечательно, это для меня норма. У меня даже есть теория касаемо плохой и хорошей музыки. Если вкратце, то она заключается в том, что нет чётких градаций, а есть градиент. То есть порой так хорошо, что уже и не очень, а бывает, что так отвратительно, что просто великолепно, хочется ещё и ещё отведать фекального коктейля! Но есть отдельные произведения и артисты, которые вызывают у меня отвращение. И чаще всего дело не столько в их музыке. Сколько в губительном страшном посыле. И Фэйс — именно тот персонаж. Для меня его популярность пугающа и гнетуща. Мне становится некомфортно от мыслей, что целое поколение детей из интернета будет расти с укоренившимся в мозгах «Эшкере» и навязчивыми деградантскими куплетами. Мне печально от мыслей, что маленькие девочки будут расти с укоренившимися в мозгах строчками о том, что они — «сучки, мусор, пригодный только для того, чтобы пристроить в них половой член». Я не хочу излишне морализировать, мне нравятся маргинальные ответвления в культуре. Но, как правило, всё же они остаются «в подземке», в андерграунде. Когда же подобное приобретает масштабы почти миллионного паблисити в самой популярной соц.сети — это начинает напрягать. Можно придраться и спросить, чем лучше, к примеру, Бузова? Та же деградация в тексте, в музыке, в исполнении. Для массовой культуры, конечно, это тоже весьма плачевно, но Бузова, по-моему, безобидна. Просто побрякушка для недалёких. Фэйс — другое дело. Это как клип Тимати «Мага». Круто снятый, сюжетный, со звёздами в кадре. Кажется, ну чем не образец хорошего клипотворчества. Но в клипе, по сюжету, бравые горцы по полной программе нагибают сначала героя Игоря Николаева, а потом нагибают подъехавших на место вакханалии полицейских. И мне кажется, это очень удручающая картина. Хоть и довольно правдивая, к сожалению. От этого ещё хуже — всё подаётся под соусом весёлой шутливой песни. Подпевай, Вася!
 

Что у вас в плейлистах? Может быть, какой-нибудь ТОП от участников или от лица БЦ?

БЦ: Свой плейлист я довольно часто обновляю. Но в последнее время у меня в плеере преимущественно наши демо и заготовки. Гоняю их по кругу, продумывая, что где убрать/добавить/подтянуть/улучшить/подточить.

Котя Летаев: В моем плеере сейчас часто звучит краснодарский исполнитель Эльбрус Джанмирзоев. Это такой добрый, порывистый и дерзкий танцевальный шансон. 

 

Читайте также:
Смерть в эпоху социальных медиа
Смерть в эпоху социальных медиа
Непокой, или Кучерявый траур Тикая Агапова
Непокой, или Кучерявый траур Тикая Агапова
Рассказ «Лес»
Рассказ «Лес»