Трикстерство героя детских грёз
В августе проект «Мистер Быдлоцыкл», превратившийся в МСТРБЦ, выпустил новый альбом — «МНМЛЗМ», где разложил по понятиям о музыке, бизнесе, порно-сюжетах и других житейских вещах. Как всегда: это не музыка назидания, а музыка эмоции — не всерьез, но не совсем в шутку. Десять сюжетов, как монологи парня, случайно оказавшегося на ток-шоу.
Мистер Быдлоцыкл принято воспринимать как сайд-проект Аффинажа, забавное заигрывание: мол, решили примерить личину человека из народа, у которого рефлексия не имеет ничего общего с высокопарными мучениями. Этот парень из другого времени — пусть из девяностых или нулевых. Он внутри системы, где эти остановки, музыка из такси — это не шутовство, не игрушечки, а обыденность. В общем, он-то и горечи от неё не чувствует, как от водки — привычное дело. Художественная дистанция существует, но монолог всё равно принимаешь на веру. Веришь ли ты Довлатову, который рассказывает о дамочках из заповедника или о зэках, которых охранял? Веришь. И здесь веришь. Есть в этом что-то наивное, детское.
Если смех существует, то он не должен роднить тебя с высокомерным интеллигентом, который опасается гопника в парке, спросившего зажигалку. Он роднит тебя с простыми радостями и ужасами русскости и бытовухи. Напомнит о твоем детстве и простом соседе, сыплющем бородатыми и неприличными анекдотами, от которых тебе было действительно смешно. Или напомнит о вечно выпившем дядьке из деревни, который, может, Пруста не читал и о Queen не мог рассказать, зато катал на старом раздолбанном мотоцикле и учил рыбачить. В общем, это персонажи, от которых тебе тепло и за которых в детстве не было стыдно. Хорошо, если не станет стыдно сейчас. В этом, конечно, есть ирония, как в старой байке. Сама суть устного народного творчества жива: она существует без прибауток в стиле «Камеди Клаб» (этого мы уже наелись в те самые нулевые — больше не надо). Она здесь.
Я слушаю разное – я меломан
Так и сяк: рок там, блатнякМистер Быдлоцыкл — Меломан
Трикстерство героя детских грез должно быть смешным, пусть и болезненно смешным, но выходит так, что смех уходит на периферию. И смех этот проходит мимо остановок, рекламных щитов, панельных домов, обшарпанных такси, из которых истошно и бесстыдно кричит то шансон, то сомнительного качества поп-музыка.
Остается музыка, где лирический герой не условен, он максимально живо вычерчен. Это вам не джокерство с тонко выделанным лицом Джареда Лето на большом киноэкране. Что с этим делать — проверять на зуб, бежать, смеяться, выкрикивать после каждой строчки: «Во-во, так и есть»? 16 сентября в 20:00 Москве состоится концерт Мистера Быдлоцыкла в Rolling Stone Bar. Там и разберётесь.